Парк Монрепо

Парк Монрепо.

«Оазис тишины» — так называли отделенный от городского шума парк Монрепо в Выборге. Он возник и развивался во второй половине XVIII — начале XIX века, в то время, когда создавались замечательные дворцово-парковые ансамбли пригородов Петербурга.

Пейзажный парк «Монрепо» расположен на скалистых берегах Выборгского залива, изрезанных многочисленными бухтами. Парк невелик по размеру и представляет собой полоску суши, спускающуюся к воде россыпями валунов и гранитными скалами, поросшими хвойным лесом.

История обживания людьми острова Твердыш, на северном побережье которого расположен ныне парк Монрепо, прослеживается с давних времен, с тех пор, когда еще не был построен замок. Тогда один из рукавов Вуоксы впадал в Выборгский залив и служил оживленным путем, используемым местными жителями для торговли с иноземными купцами. Позже этот рукав обмелел и пересох. Остров был хорошо защищен от капризов Балтики, имел источники лучшей в этих местах питьевой воды, и здесь вскоре появился своего рода рынок. С зарождением Выборгского замка и первой торговой площади в нем торговля на прежнем месте прекратилась. Но сохранилось его название — Старый Выборг, обнаруженное на средневековых шведских картах середины XVIII века.

При шведском короле Густаве Вазе на острове построили коронную сельскохозяйственную усадьбу Лиль Ладугорд для жителей замка. После окончания Северной войны эти земли попали в число непригодных для обработки. Но люди продолжали пасти тут скот и ухаживать за источниками родниковой воды. В дальнейшем эти земли сдавались в аренду выборгским бюргерам. После взятия Выборга Петром I в 1710 году Ладугорд был в запустении, пока во владение им не вступил комендант Выборгской крепости П.А. Ступишин. Он мог жить в имении, пользоваться земельным участком, но без права полной собственности. В 1759 году он начинает строительство жилой усадьбы и разбивку парка. До наших дней сохранились некоторые из аллей, проложенных во времена Ступишина. После его смерти право на владение Шарлотгенлалем, как тогда называлось это имение, получил надворный советник М.И. Донауров. Новый владелец особого интереса к имению и парку не проявлял и вскоре передал его преемнику П.А. Ступишина — выборгскому наместнику герцогу Вюртембергский, брату жены Павла I. Он и дает поместью название Монрепо. Он возвел большой усадебный дом и продолжал работы по устройству парка. Однако Фридрих Вюртембергский в Выборге доброй славы о себе не оставил. Четырехлетнее пребывание его в должности наместника было отмечено в основном праздной жизнью в городе и его летней резиденции. За доносом на наместника последовала его отставка. Фридрих Вюртембергский, продал право на владение Монрепо А.Л. Николаи, уехал за границу. Людвиг Генрих Николаи, уроженец Страсбурга, образованный европеец, в дальнейшем (1798-1803) президент Академии Наук в Санкт-Петербурге, поэт. В 1803 году Николаи уходит в отставку, поселяется в Монрепо и полностью отдается занятиям литературой и устройству парка. В 1804 году издается на немецком языке его поэма «Поместье Монрепо», своеобразный поэтический путеводитель по парку, в котором излагается семантика последнего. Парк Людвига Николаи принадлежит переходной эпохе от сентиментализма к романтизму, был полон античных образов и задумывался как «взывающий сердцу», пробуждающий романтические настроения и переживания: пейзажные картины, архитектура и скульптура должны были вызывать у просвещенного посетителя конца XVIII — начала XIX века различные настроения, как если бы он читал увлекательный роман, наполненный грустными, веселыми, трагическими и драматическими событиями. Большое место в парке должны были занимать места «меланхолии», памятники, посвященные друзьям, благодетелям, членам семьи, буколические и идиллические мотивы. Эта концепция получила свое воплощение в планировке прогулочного маршрута с системой знаковых элементов и в пейзажных композициях. Монрепо достигает своего расцвета к середине XIX века при Пауле Николаи, сыне Людвига Генриха. В парке появляются романтические детали: готические ворота, капелла Людвигсбург, статуя Вяйнямейнена. Прогулка по парку становится более романтическим путешествием по странам и векам, органично вписываясь в систему ранее существовавших образов классической поэтики.

В центральной части, на насыпной террасе, располагается усадебный комплекс в стиле классицизма, состоящий из деревянных жилого дома «во вкусе Палладио» и библиотечного флигеля (проект Д.А. Мартинелли). Рядом с комплексом был разбит регулярный сад, по мере удаления от дома плавно превращающийся в пейзажный. Ко двору усадебного комплекса ведет прямая аллея, перспективу которой обрамляет стрельчатая арка неоготических ворот, напоминающая портал средневекового собора (проект К. Энгеля). Ворота были утрачены и в 1982 году воссозданы по подобию прежних. Тему неоготики продолжает капелла Людвигсбург (проект Ч.Х. Тэтама), возвышающаяся на скалистом острове-некрополе рода Николаи. Ее ослепительно белый силуэт напоминает шахматную ладью на доске времени. На острове меланхолии, среди вечнозеленых хвойных деревьев и надгробных памятников посетитель парка мог погрустить, подумать о вечном.

Вернуться к «простодушию ребенка» помогал открытый всем ветрам храм Нептуна, стоящий между двумя старыми соснами на оконечности мыса, выполненный по проекту Штакеншнейдера в античном духе.

Античные ноты звучат также в мраморной колонне тосканского ордера с надписью на цоколе «цезарь подарил нам этот покой» (посвящение императорам Павлу I и Александру I), в павильоне над источником Нарцисс (проект О. Монферрана) с прозрачной холодной водой, по легенде врачующей болезни глаз.

Высокие сосны на песке, маленькие островке с извилистыми контурами берегов, узкие протоки юго-восточной части парка навевают «воспоминания» о пейзажах Китая и Японии, которыми Европа была так увлечена в конце XVIII века. Образы экзотического Востока развивала архитектура: китайские арочные мостики, турецкая палатка, китайский павильон Мариентурм. Мариентурм, построенный в честь императрицы Марии Федоровны, отвечал «самому нежному порыву сердца» Людвига Генриха.

В глубине леса пряталась хижина отшельника, а в верхнем парке своим отражением в пруду любовался павильон Паульштайн. Статуя Вяйнемяйнена (скульптор И. Таканен) — вдохновенный рунопевец с кантеле на коленях и рукой, поднятой к небу, восседает на гранитном валуне.

Каменная четырехгранная стела обелиска, горделиво возвышающаяся на Левкатийской скале, поставлена в честь братьев супруги Пауля Николаи Огюста и Шарля, погибших в сражениях с Наполеоном. Обелиск, увековечивающий память павших героев, является знаком современности, повествуя о недавних трагических событиях, и органично вписывается в пространство романтического парка.

Суровое неумолимое время лишило парк многих памятников: исчезла парковая скульптура, павильон Паульштайн, Турецкая палатка, Мариентурм, хижина отшельника, постарели деревья, заросли перспективы-висты и поляны, но семантическая структура сохранилась.